Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Муниципальный уровень
приказ Управления образования от11.10.2021 №413
приложение к приказу Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год
Локальные нормативные документы школы
Приказ от 09.11.2021 № 156 о/д Об организации работы по повышению функциональной грамотности (смотреть)
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОБУ «Стогинская СШ» на 2021-2022 учебный год (смотреть)
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.